Что такое "Зелёная комната"?
В рамках регионального Комплекса мер «Оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, обеспечение безопасности детей на территории Республики Алтай» и Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе КУ РА «Управления социальной защиты населения Онгудайского района» будет создана «зеленая комната».
Цель создания специализированных кабинетов, как «зелёная комната» – помочь легче переносить следственные мероприятия и скорее проходить реабилитацию детям, ставшими жертвами насилия или свидетелями, и ребенок, который сам совершил преступление. Работа в «зеленой комнате» не только помогает смягчить процесс допроса ребенка, не причинив ему психических травм, но и избежать повторных допросов.
Деятельность «Зелёной комнаты» направлена на предоставление психологической поддержки и реабилитацию несовершеннолетних. По сути «зелёная комната» — это две комнаты, которые совмещены перегородкой с зеркалом Гезелла (стекло, выглядящее как зеркало с одной стороны, и как затемнённое стекло с другой).
Первая – здесь психолог работает с детьми. Это полностью звукоизолированная комната, покрашенная в теплые тона. Оснащена удобной мебелью, оборудована системой видеофиксации, находится минимальное количество оборудования: мягкая мебель, световой песочный столик и небольшое количество игрушек (мягкие)- антистресс, и анатомические куклы. Малыши, не находя нужных слов, берут в руки куклы и показывают, как это было. Такие условия помогают создать атмосферу доверия. Самая главная задача психолога на стадии допроса несовершеннолетних свидетелей, потерпевших — снизить уровень психоэмоционального напряжения. Помощь специалиста, который находится в тесном контакте с ребенком, это возможность заметить его физическое и психологическое самочувствие и предпринять все необходимые меры для устранения проблемы. Главный принцип работы комнаты — безопасность.
В этой комнате ведётся не только беседа с ребенком, но и реабилитационная работа. Если травма «не отработана», то она накладывает отпечаток на всю жизнь человека, на его отношение к себе и окружающим. Реабилитационный эффект достигается при помощи терапевтических занятий с применением песочной терапии, метафорических ассоциативных карт, эмоционального арт-конструктора, комплекса цветовой диагностики и музыкотерапии, синемалогии (взаимодействие с видеоматериалом).
Вторая комната — для наблюдения, где находятся следователи и законные представители ребенка. В этой комнате гасят свет. В пространстве, где сидят ребенок и психолог, свет должен быть ярче. Благодаря игре света срабатывает эффект зеркала – ребенок видит только зеркало на стене, что создает для него более комфортные психологические условия, а следователи слышат о чем говорит ребенок и наблюдают за ним. В ухе психолога находится микронаушник, с помощью которого следователь из-за перегородки может управлять ходом беседы. Всё происходящее выводится на монитор компьютера, записывается и используется в суде. Это делается для того, чтобы ребёнка не подвергать дополнительному стрессу (повторные допросы).
«Зеленая комната» может быть использована не только в рамках расследований по уголовным делам, но и в рамках гражданского судопроизводства. Зачастую судам приходится решать вопросы, связанные с определением места жительства ребенка после развода родителей. В этом случае по требованию одного из бывших супругов назначается проведение психолого-педагогической экспертизы, выявляющей психоэмоциональную привязанность ребенка к одному из родителей. Для объективности такой экспертизы и возможности обеспечения участия в ней обоих родителей можно использовать «зеленую комнату». Наблюдая за своим ребенком в ходе беседы с психологом, родители исключают необходимость оспаривать в суде качество и объективность решения экспертизы.
Еще одна функция «зеленой комнаты» заключается в усовершенствовании процесса усыновления детей. Эта комната сможет обеспечить первое заочное знакомство усыновителей с ребенком.
Дополнительную информацию о «зелёной комнате можно узнать на сайтах www.fond-detyam.ru