Казенное учреждение Республики Алтай

«Управление социальной поддержки населения Онгудайского района»

 

Среда, ноября 30, 2022

Решаем вместе
Выплаты на детей: требуются разъяснения, есть жалоба или предложение?

Деменция- рекомендации для родственников

Деменция - рекомендации родственникам и тем, кто помогает, ухаживает за больным человеком.

Деменция - что это?

Деменция  — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.

Деменция связана с органическими поражениями головного мозга и чаще всего становится заметной у людей около или старше 60.

"Становится заметной", потому что начинается она, к сожалению, раньше и протекает малозаметно - в этом главная её опасность.

Симптомы, на которые стоит обратить внимание.

Эмоциональные и поведенческие нарушения:

  • вялость, апатия, субдепрессивные или депрессивные состояния
  • раздражительность, агрессивность
  • лабильность(неустойчивость) эмоций
  • тревожность, страхи
  • нарушения сна и пищевого поведения
  • снижение критичности (утрата чувства дистанции, сексуальная несдержанность, нетактичность
  • бесцельная двигательная активность (перебирание бумаг, хождение по комнате из угла в угол, собирание одежды в складочки и распрямление их и т.д.)
  • нарушения памяти (больше на текущие события, чем на события прошлого),
  • нарушения мышления (снижение гибкости и целенаправленности мышления - например, человеку становится сложно планировать свои действия, переключаться с одного занятия на другое),
  • нарушения в ориентировке (больной человек может неожиданно заблудиться в хорошо знакомом месте, "забыть", как пройти куда-то, где часто бывал).

Когнитивные нарушения:

По отдельности все эти симптомы вполне проявляться у психически здоровых людей - на фоне утомления, болезни и т.д. Но: если ваш близкий - гипертоник, если подобное поведение ранее не было свойственно человеку, если эти симптомы сохраняются на протяжении нескольких месяцев - пожалуйста, не откладывайте, обратитесь к неврологу и/или психиатру для постановки диагноза и получения лечения. 

К сожалению, в настоящее время не существует препаратов, обеспечивающих излечение от деменции. Без лечения заболевание прогрессирует, степень выраженности болезненных проявлений увеличивается, постепенно инвалидизируя человека и требуя постоянного присмотра за ним или помещения в специализированный стационар.

Как вести себя с человеком, больным деменцией:

1) Люди, страдающие деменцией, больше не знают, как вести себя и что делать – поэтому им важно напоминать это, вовремя обеспечивая простыми и понятными инструкциями. Например, сообщать, что вы собираетесь делать дальше или  представляться – напоминать своё имя, и то, кем Вы приходитесь пациенту (да, больной человек может вам не поверить, может считать вас кем-то другим, но пытаться возвращать его в реальность всё же стоит, обязательно).

2) Пациенты не всегда понимают содержание речи, но, как правило, понимают мимику и интонации, поэтому важно говорить с ними спокойным, доброжелательным тоном, как бы ни вёл себя человек: пожалуйста, помните, что его агрессия, игнорирование или оскорбления - это такие же проявления болезни, как кашель при воспалении лёгких.

3) Говорите четко и медленно, простыми и короткими предложениями. При этом не стоит сюсюкать и говорить так, как говорили бы с ребёнком – пусть человек болеет, но он взрослый. Если Вы спросили о чем-то пациента, дайте ему время, чтобы подумать и попытаться ответить – пусть даже этого времени потребуется довольно много. Не перебивайте больного – ему и так стало сложно формулировать мысли и подбирать слова, постарайтесь быть бережными и внимательными к его попыткам общения.

4) Старайтесь, чтобы во время разговора не было посторонних шумов –  телевизора, музыки, громких звуков – всё это дополнительные помехи для понимания и восприятия. Желательно, чтобы в один момент времени с пациентом говорил только один человек (это бывает важно, когда пациента навещают сразу несколько родственников) – остальные могут находиться в комнате, присутствовать и быть рядом, но молчать, дожидаясь своей очереди на беседу.

5) Если в семье есть маленькие дети, важно понятно и доступно объяснить им, что дедушка или бабушка болеет, чтобы они не пугались или не пытались смеяться и как-то обижать больного родственника. Им вполне можно общаться или играть вместе - обязательно под присмотром взрослого.

Упражнения, которые можно использовать в общении с больным родственником.

Занятия и упражнения, которые можно делать вместе с родственником, больным деменцией:

1) Важно вовлекать пациента в посильную деятельность, создавая и поддерживая ощущение нужности и важности его деятельности. Например, можно попросить перебрать фасоль (двух цветов – красную и белую), взбить яйца с сахаром, разложить ложки и вилки, вытереть пыль или посчитать количество гвоздей в коробке. Пусть вам это не нужно или вы сделаете все сами намного быстрее – но это нужно для самого человека и поддержания его ощущения самоценности.

2) Старайтесь почаще общаться с пожилым человеком, вовлекать его в диалог, просить рассказать что-то (о прошлом, о молодости - как правило, память об этом сохраняется дольше и лучше, чем о недавних или текущих событиях). Очень важно, чтобы пациент не был выключен из общения.

3) Рассматривайте вместе фотографии, прося назвать изображенных там родственников и рассказать про них что-то. Это активизирует память, позитивные эмоции, ощущение общности и семейных связей.

4) Предложите вместе порисовать (подойдет что угодно – карандаши, фломастеры, пальчиковые краски). Хорошо, если есть внуки, которые могут попросить помочь дедушке или бабушке с рисованием или раскрашиванием картинок.

5) Можно вместе играть в лото, домино, простые карточные игры (желательно дать пациенту выиграть).

6) Лучше вместе с внуками, если они есть: предложить поочередно называть всех животных (диких и домашних), которых помнят участники. Можно помогать, задавая наводящие вопросы: «Кто дает молоко?», «А еще кто?». После животных можно называть все овощи, фрукты, ягоды, профессии, предметы в комнате, предметы одежды, мебель, деревья, птиц, предметы на букву «А» (и далее по алфавиту), женские/мужские имена на букву «А» и дальше и т.д. Данное упражнение направлено не только на активацию речи, но еще и памяти, мышления.

7) Играть в слова, когда последняя буква названного слова является началом для следующего. Играть в города. Все эти занятия активируют сразу несколько психических процессов, обеспечивают пациенту достаточный уровень активации и вовлекают в социальную ситуацию общения, что очень важно.

8) Можно просить пациента почитать вслух (стихи, небольшие рассказы на интересные для больного темы), или самим читать ему. Потом можно обсудить прочитанное.

9) Хорошо вместе слушать музыку, которая нравится пациенту. Или вместе петь песни (кстати, одновременно осуществляется тренировка памяти).

10) Стоит попытаться вместе делать легкую зарядку, включая туда доступные для больного человека упражнения (осторожные повороты головы, поднимание рук, сжатие рук в кулаки и их разжимание, поглаживание себя по плечам, поочередное поднимание ног в положении сидя и т.д.). Если это сложно, можно делать легкие ритмичные движения под музыку – с учетом физического состояния пациента.

Ответы на частые вопросы, которые задают родственники пациентов:

- Поможет ли это человеку вылечиться от деменции, восстановить память и мышление?

К сожалению, нет. Но поможет ли ему лучше себя чувствовать и оставаться частью семьи - да!

- Сколько раз в неделю/день нужно заниматься? По сколько минут?

В зависимости от состояния и настроения пациента. Важно, чтобы занятия не утомляли его (достаточно 20-30 минут), были интересными (поэтому даётся много разных вариантов) и приносили позитивные эмоции (желательно заканчивать занятие на ситуации успеха пациента - выиграл, правильно ответил и т.д.).

P.S. Приведённые упражнения призваны не только помочь больному человеку, но и помочь его родственникам - хоть немного справиться с чувством бессилия и отчаяния. Когда мы что-то делаем - это уменьшает переживания бессилия и беспомощности.

Ситуация с душевной болезнью близкого очень сложна для проживания: казалось бы, вот он, рядом - и одновременно его нет, сейчас это какой-то совсем другой человек, из самого родного и близкого вдруг ставший чужим, далёким. А где тот, другой? Как его вернуть? Уже не вернуть?! Как же так.. Такая "потеря ещё при жизни", бесконечно трудная для проживания..

Поэтому ещё добавлю про важность заботиться о себе тоже для близких людей заболевшего. Пожалуйста, помните о себе! О своём эмоциональном состоянии, о том, что нужно поесть и поспать, обеспечить себе поддержку друзей, близких и профессиональную психологическую помощь, если нужно.

                   Берегите себя и своих близких, пожалуйста!

Список литературы

1. Копытин, А.И. Современная клиническая арт-терапия: Учебное пособие. - М.: Когито-Центр, 2015.

2. Любарт, Т., Муширу, К., Торджиман, С., Зенасин, Ф. Психология

креативности. - М.: «Когито-Центр», 2009.

181

3. Малкиоди, К. Палитра души. Преобразующая сила искусства: путь

к здоровью и благополучию. - К.: «София»; М.: ИД «София», 2004.

4. Мальчиоди, К. Творчество и мозг // Арт-терапия - новые горизонты

/ Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - С.319-331.

5. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011.

6. Рубин, Д. А. Искусство арт-терапии. - М.: Изд-во «Институт общегуманитарных исследований», 2015.

7. Хульбут, Г. Укрощение бури: интермодальная арт-терапия в качестве инструмента преодоления чувств гнева и стыда у перенесших эмоциональные травмы пациентов // Арт-терапи в эпоху постмодерна / Под ред. А.И. Копытина. - СПб.: «Речь», «Семантика-С», 2002. - С. 173-186.

8. Schaverien, J. The revealing image: analytical art psychotherapy in theory and practice. - L., Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 1999.

9. Автор статьи: Назарова Наталия Рафаэлевна, к. психол. н., доц. кафедры психологии и педагогики Санкт-Петербургского государственного института культуры; медицинский психолог МРО СПб ГБУЗ «Психоневрологический диспансер №5», nata_nazarova@mail. Ru