Казенное учреждение Республики Алтай

«Управление социальной поддержки населения Онгудайского района»

 

Вторник, сентября 21, 2021

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Психологические методики, игры упражнения для детей и родителей

ИГРА "КОГДА ПРИХОДИТ ДОБРОТА"

Дети встают в круг. Попросите детей представить, что добрая волшебница подарила им ларец с дарами доброты. Затем дети перечисляют все, что может быть добрым.
Например: добрые глаза, добрая улыбка, доброе рукопожатие, добрый взгляд, доброе слово, доброе намерение, добрая душа, доброе сердце, добрый день и т.д.
Попросите детей помочь волшебнице увидеть ее дары.
Для этого дети должны:
- посмотреть друг на друга добрыми глазами;
- улыбнуться друг другу доброй улыбкой;
- подарить друг другу добрый взгляд;
- сказать друг другу доброе слово;
- сказать о каком-либо с добрым намерением;
- рассказать о душе доброго человека;
- придумать сказку о добром дне.

Материал подготовлен по книге А. Лопатиной и М. Скребцовой

ТЕХНИКА "МОЙ ВОЛШЕБНЫЙ МИР"

Цель: Познание внутреннего мира ребенка, тактильная стимуляция
Задачи:
- Обнаружение скрытых и подавленных чувств, мыслей, эмоций.
- Снятие психоэмоционального напряжения
- Развитие воображения, творческих способностей

Инвентарь: ватман, кисти, краски, баночка для воды, пластилин.
Время работы: 1 час.
Возрастные рамки применения: клиенты от 5 лет и старше.

Алгоритм работы:
Просим ребенка подержать кусочек пластилина в руках, согреть, помять его в руках. Таким образом, происходит привыкание к материалу, развивается доверие к работе.

Предлагаем из пластилина вылепить любой образ, который симпатичен и нравится ребенку. Во время и по окончанию работы задаем уточняющие вопросы:
- Что это за персонаж?
- Как его зовут?
- Что ему нравится?
- Чего ему не хватает?
- С кем он дружит?
- Есть ли у него близкие, друзья? (и т.д.)

Предлагаем ребенку из пластилина так же слепить тех персонажей, с которыми первому образу хорошо, спокойно и безопасно. Это могут быть люди, животные, предметы или даже вымышленные герои. Количество фигур не ограничиваем.

На данном этапе можно задать уточняющие вопросы, ответы на которые служат еще и диагностической информацией о не реализованных потребностях ребенка.
Например: Что ты создал? Для чего эти герои первой фигурке? Какими волшебными качествами они обладают? Если они помогают первой фигурке, то чем?

На листе А3 просим ребенка разместить всех созданных персонажей так, как ему нравится.

Предлагаем ребенку краски и просим разрисовать лист А3 так, чтобы всем персонажам было уютно, и они чувствовали себя там дома.
По окончании работы создаем сказку с персонажами, живущими в волшебном месте, где исполняются все мечты.
Если есть желание, в конце работы ребенок может изменить расположение фигур в пространстве.

Выводы. Выполнение техники поможет актуализировать чувство безопасности у ребенка, чувство внутреннего удовлетворения созданной работой, что повышает уверенность себе.
А так же, данная техника является диагностической, и может помочь понять не удовлетворенные потребности ребенка.
Зенцова В.С.

 

 

ХОРОШЕЕ УПРАЖНЕНИЕ
"ОГОНЬ ДУШИ"

Участникам предлагается нарисовать «огонь» своей души и рассказать историю о том, как огонь поселился в их душе, и как с ним живётся. Рассказы будут звучать после того, как дети постараются отгадать, кому принадлежит тот или иной «огонь души».
Рисунки также можно затем собрать в один общий альбом с названием «Огонь души».

По окончании работы обсуждение утверждаемого на сегодняшний день качества.
Что ребята чувствовали, когда совершали добрые поступки.

В этот день стараемся осмыслить, что такое сотрудничество и что такое самость.
Также предлагается подумать о том, на какой вопрос вы хотели бы получить ответ от своих одноклассников. На следующий день психолог перед началом встречи собирает вопросы, чтобы вложить их в общий конверт.

 

Лопатина А., Скребцова М. «600 творческих игр». Амрита-Русь. Москва 2009.


ХОРОШЕЕ УПРАЖНЕНИЕ
"ПЛАНЕТА ЕДИНСТВА"

Участники делятся на 3-4 группы. На группу выдаётся лист ватмана.
Задание следующее: «Представьте себе, что вы жители планеты Единства. Как, по-вашему, должна выглядеть эта планета? Подумайте, что должны сделать жители планеты, чтобы:

- на планете никто не грустил;
- планета утопала в цветах;
- жители планеты не болели;
- дети любили ходить в школу;
- на планете не было ураганов;
- люди с других планет с огромным желанием приезжали бы к ним в гости.

После выполнения совместного рисунка дети делают его презентацию, рассказывают о своей планете.

Далее обсуждение утверждаемого качества.
Что дети чувствуют, когда видят что-то красивое?
Что они чувствуют, когда совершают красивый поступок?
Трудно ли совершать красивые поступки?

Лопатина А., Скребцова М. «600 творческих игр». Амрита-Русь. Москва 2009.

 

КОМПЛИМЕНТОТЕРАПИЯ
Простые тонкости комплимента:

 Называть человека по имени. Это самый важный звук его жизни
 Своевременность. Не раздумывайте долго. Увидели, понравилось, скажите
 Искренность. Она окрыляет. Это непередаваемо словами
 Простота и понятность. Чем проще, тем легче, понятнее и радостнее
 Интонация. Прислушайтесь к себе, как вы звучите, как звучит ваш комплимент
 Конкретность и снова понятность. Не заходя издалека
 И еще глядя в глаза, улыбаясь. Дарите комплименты, наслаждайтесь радостью и счастьем

Делайте комплименты и вам понравится.
Дарите человеку крылья и летайте вместе. Комплимент хорош тем, что мы радуемся вместе. Заражаемся хорошим настроением.

Находим радость в себе. Находим то что нравится в человеке. И наше сердце раскрывается.
Мы становимся счастливее. Мир становится добрее!

Методика для родителей

«Мера заботы»

Инструкция: известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет Вам разобраться, насколько верна Ваша воспитательная позиция. Перед Вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее, против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу.

«Категорически не согласен» – 1 балл.

«Я не спешил бы с этим согласиться» – 2 балла.

«Это, пожалуй, верно» – 3 балла.

«Совершенно верно, я считаю именно так» – 4 балла.

1. Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.

2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.

3. Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.

4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.

5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.

6. Воспитание – это тяжелый труд.

7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.

8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.

9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.

10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.

11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.

13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первуюочередь доставаться ребенку.

14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний – ограничение контактов с окружающими.

15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.

Обработка результатов

Если вы набрали свыше 40 баллов, то Вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребенка – главный мотив Вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у Вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: «Воспитывать детей – значит учить их обходиться без нас».

От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

Если Вы набрали менее 25 баллов, то Вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают Ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большого участия и заботы.

Тест для родителей «Какой Вы родитель?»

Отметьте те фразы, которые Вы частенько употребляете в общении с детьми.

  1. Сколько раз тебе повторять? – 2 балла
  2. Посоветуй мне, пожалуйста. – 0 баллов
  3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)! – 1 балл
  4. В кого ты только уродился? – 2 балла
  5. Какие у тебя замечательные друзья! – 1 балл
  6. Ну на кого ты похож(а)? – 2 балла
  7. А я в твое время…… - 2 балла
  8. Ты моя опора и помощник(ца)! – 1 балл
  9. Ну что за друзья у тебя?! – 2 балла
  10. О чем ты только думаешь? – 2 балла
  11. Какая(ой) ты у меня умница! – 1 балл
  12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? – 1 балл
  13. У всех дети как дети, а ты? – 0 баллов
  14. Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)! – 1 балл

Посчитайте общее количество баллов.

7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами окровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребенку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребенка в большей степени зависит от случая, чем от Вас.

13-14 баллов. Вы чувствуете, что идете по неверному пути, между Вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделить ему больше внимания, прислушайтесь к его словам.

Как помочь подростку справиться с компьютерной зависимостью?



         Компьютерная зависимость – это одна из наиболее распространенных проблем для подростков. Она чаще развивается у подростков, у которых есть такие психологические проблемы как конфликты с родителями, недостаток социальной поддержки, одиночество, низкая самооценка.

С помощью ухода в компьютерную реальность подросток стремится отвлечься от проблем и удовлетворить потребности, которые он не может удовлетворить в реальной жизни: ему важно ощутить, что есть вещи, которые у него хорошо получаются и почувствовать, что он связан с другими людьми (пусть и виртуально).


Известный американский специалист по компьютерной зависимости Кимберли Янг предложил родителям чрезмерно увлеченных компьютером детей руководствоваться следующими правилами:

1. Ограничить время для компьютерных игр. Родитель, а не сами дети должны решать, сколько времени они пробудут за компьютером. Иногда для введения подобных ограничений полезно использовать соответствующее программное обеспечение.

2. Установить для ребенка перерыв каждые двадцать минут для того, чтобы дать отдохнуть глазам и мускулам. Такой перерыв напомнит ребенку, о существовании реального мира вне монитора.

3. Поощрять детей на то, чтобы играть в обучающие игры, а не просто в развлекательные.

4. Предложить ребенку другое занятие, с помощью которого он мог бы добиться уважения окружающих (например, спорт, игра на музыкальных инструментах или настольные игры).

5. Помочь ребенку справиться с трудностями в школе (никогда нельзя точно определить, являются ли плохие оценки следствием чрезмерного увлечения компьютером, или наоборот, ребенок садится за компьютер, чтобы отвлечься от школьных проблем).