Метафора в психологической консультировании
Метафора в психологическом консультировании
Метафора в психологическом консультировании: создание визуальной и текстовой метафоры с упражнением «Жил-был сад»
Метафора – это вид символического языка, который в течение столетий используется в целях лечения и обучения. Метафора, как элемент языка символов, передает нечто большее, чем представляется на первый взгляд. Сказки, литературные произведения, тексты Священного Писания – это примеры метафор.
Под метафорой в психологическом консультировании понимается способ метафорического выражения проблемы, опыта, личности самого клиента с целью терапевтической проработки. Милтон Эриксон утверждал, что при создании метафоры сознание озадачено рождением отклика, который невозможно объяснить. Метафора сильнее воздействует на подсознание, активизируя ассоциативные способности и ответные реакции, в результате чего возникает конечный продукт, который даруется осознанно в виде «нового» знания.
Карл Юнг считал, что картина нашего психического мира опосредована символами, с помощью которых наше «Я» проявляет многогранность. Что происходит при восприятии метафоры? Сознательный ум внимает некой истории с определенной последовательностью событий, смысл которой усваивается полностью только на бессознательном уровне благодаря правополушарной работе мозга и выстраиванию ассоциативного ряда. Образы, вызванные к жизни метафорой, приобретают эмоциональную окраску и «передаются» сознательному уму для анализа и обработки.
Таким образом, метафора – чрезвычайно полезный инструмент общения в тех случаях, когда необходим новый поиск понимания клиентом в ситуации консультирования. Метафору используют на различных этапах психотерапевтического процесса: на начальном – создать нужный психологический настрой; в процессе работы – расширить границы осознания клиентом способов выхода из сложной жизненной ситуации или оказать поддержку; на завершающем – подвести итоги или усилить мотивацию клиента на пути интеграции и претворения в жизнь новых моделей поведения.
Виды метафор:
1. Визуальные (рисунок, скульптура, коллаж, инсталляция, МАК и пр.). Например, в контексте ландшафтной арт-терапии, совмещенной с активным отдыхом, такой метафорой может быть конкретный объект, связанный с целью поездки - подъемом в горы или спуском к ущелью, когда внимание направлено на исследование того, как человек преодолевает препятствия на пути к цели, которая выступает символом решения актуальной жизненной проблемы.
2. Текстовые (сказки, мифы, былины, анекдоты, притчи)
3. Живые метафоры, возникающие в ходе практической деятельности. Например, создание живой метафоры по результатам консультативной встречи может выступать в качестве домашнего задания клиента: понаблюдать/ изучить в течение определенного времени поведение тотемного животного, соотнести его повадки со своими привычными моделями реагирования и сделать соответствующие выводы.
Построение терапевтических метафор требует соблюдения ряда правил:
1. Для создания наиболее эффективной метафоры консультанту требуется понимание картины мира клиента – того, как он видит, слышит и ощущает окружающий мир, т.е. понять специфику работы его модальностей, способов реагирования на события окружающего мира.
2. При подборе материала для построения метафоры консультант должен быть уверен в ресурсности этого материала для клиента, т.к. одно и то же явление может нести для разных людей противоположные эмоции.
Схема построения терапевтической метафоры включает этапы:
1. Этап анализа запроса клиента. Метафора на данном этапе должна отражать проблемное поле клиента.
2. Этап выбора персонажей. При выборе персонажей метафоры в работе с детьми важна схожесть с ребенком, его чертами характера, именем. При выборе персонажей черты личности ребенка вплетаются черты личности самого ребенка: идентификация с главным героем помогает ребенку прожить внутреннюю проблему благодаря тем событиям, которые разворачиваются вокруг главного героя. В работе со взрослыми на первый план выступает характер отношений между персонажами в ситуации, связанной с проблемным полем клиента для проживания проблемы, актуальной для клиента.
3. Этап кульминации действия отображает проблему клиента, обостряя конфликтную ситуацию с возрастающей интенсивностью. На этом этапе важна поддержка психотерапевта, основанная на вере консультанта в ресурсный потенциал клиента и уважении к тем моделям поведения/ выборам клиента, которые он создает в метафорическом пространстве. Консультант ответственен за создание консультативного пространства, в котором становится сопричастным к самостоятельному поиску клиентом выхода решения из жизненной ситуации.
4. Заключительный этап. Важно, чтобы на этом этапе смыслы, сокрытые в метафоре и открытые сознанию клиента по результатам анализа и рефлексии были перенесены на проблемную ситуацию и помогли выработать и сформировать новые модели поведения.
Для создания визуальной метафоры клиенту можно предложить упражнение «Жил-был сад»
Цель упражнения: преобразование личностных ресурсов человека с помощью метафоры сада
Оборудование: лист А3, краски, кисти, емкость для воды
Техника «Жил-был сад» принадлежит к такому направлению арт-терапии, как ландшафтная арт-терапия. Метафора сада многогранна и в нашем бессознательном может ассоциироваться с образом Эдемского сада – состояния пребывания в раю, счастья и блаженства в нем. В саду мы созерцаем дыхание природы, а не сопротивляется ей. Процессы, протекающие в саду, могут быть соотнесены с процессами, происходящими в нашей внутренней жизни. Все то, что может происходит в саду, может разворачиваться и в душе – избыток влаги, атаки вредителей, знойное и засушливое лето, буря и паводок, вероломное вторжение «чужаков», чудесные явления, умирание, возрождение, цветение, изобилие, исцеление, красота, благодать.
Этап 1. Предложите клиенту поисследовать внутреннее состояние, поэкспериментировать с визуальной и текстовой метафорой и изобразить состояние «внутреннего сада» в виде реальных или абстрактных образов (пятен, линий, символов и др.) с помощью красок и бумаги. Инструкция: «На листе А3 с помощью красок передайте состояние вашего внутреннего сада».
Вопросы для анализа рисунка:
1. Что вы создали? Дайте название работе
2. Какие эмоции, чувства вызывает работа?
3. Что чувствовали в процессе работы?
4. Какое время года изображено на рисунке?
5. С какими жизненными процессами ассоциируется работа?
6. Как чувствует себя сад?
7. Кто или что за ним ухаживает?
8. Какие потребности существуют у сада?
9. Кто или что может удовлетворить эти потребности?
10. Что и как возможно сделать, чтобы вашему саду «дышалось» легко?
11. Какие действия в реальной жизни возможны для того, чтобы улучшить внутреннее состояние?
Этап 2.Суть - в составлении текстовой метафоры. Инструкция состоит в написании истории к созданному рисунку по следующему алгоритму:
1. «Жил-был сад…» – описание месторасположения, особенностей, обычаев, существующих в саду. Например: «Сад разбит вокруг храма почитаемому святому и окружен высокой оградой, которая не мешает созерцать его красоту и умиротворение. Среди обычаев сада - ежегодное обновление новыми растениями, привезенными, в том числе, и из разных стран, где бывают прихожане храма. Украшением сада весной служат голландские тюльпаны, летом – гигантские гладиолусы, а поздней осенью - раскидистые розы».
2. «И вот однажды» - начало сюжета, описывающего конфликт/ проблему: «И вот однажды его атаковали вредители – многочисленные личинки майского жука проникли в корневую систему растений и стали уничтожать ее. Некогда цветущие и полные жизни растения стали ослабевать и гибнуть на глазах»
3. «Из-за этого…» - сказка меняет направление. Теперь главному герою необходимо преодолеть сложности, вставшие перед ним. Он ищет способы их разрешения. В качестве главного героя может быть, как садовник, так и какой-то из его обитателей – жучок, паучок, бабочка. Здесь могут появляться сказочные персонажи, волшебные предметы, помощники. Например: «Из-за этого садовнику и его помощникам пришлось прибегнуть к средствам дезинфекции, но они оказались неэффективными в борьбе с вредителями. Не покладая сил они трудились над тем, чтобы уничтожить вредителей, но их число лишь умножалось. Их сердца наполнились печалью, а силы иссякли».
4. «Кульминация». Герой сказки с помощью друзей или волшебных предметов преодолевает проблему: «И тогда они воззвали к святителю, в честь которого был освящен храм. Их молитвы были услышаны. И в источнике на территории сада появилась живая вода, после полива которой все вредители погибли».
5. «Развязка» - отрицательный герой наказ или изгнан, положительный – получил новые умения: «И садовник с помощниками возликовали! С благодарностью и растения сада развернули свои листья и цветы к солнцу и раскрыли свои бутоны. Таким образом, в саду восстановился жизненный баланс, а популяция растений день ото дня только возрастала и умножалась».
6. «Мораль» - главный герой извлекает урок и в его жизни происходят кардинальные изменения. Например: «Жизнь - великий дар, человек и мир природы, который его окружает, может быть счастлив, лишь восстановив живую и благодатную связь с Богом».
Технику можно использовать в работе с детьми и взрослыми и создавать сад, используя глину или пластилин, песок, природные материалы, а затем создавать текстовую метафору. Упражнению может предшествовать этап создания настроя с помощью притчи о саде, дыхательной медитации, мелодии, связанной с временами года.
Вопросы для анализа созданной истории:
1. Дайте название своей истории
2. Какая главная идея истории?
3. Кто главный герой истории? Какой он (качества/характеристики)?
4. С какими препятствиями встретился главный герой? Кто или что помогло герою преодолеть эти препятствия?
5. Чему научился главный герой истории благодаря этой ситуации?
6. Какой духовный урок вынес он из истории, которая случилась с ним?
7. Чем может быть полезна вам история, которая случилась с главным героем?
8. Какую мораль для решения жизненных трудностей вы можете себе взять из истории?
Литература:
1. Дж. Лакофф, М. Джонсон «Метафоры, которыми мы живем»
2. Дэвид Гордон «Терапевтические метафоры»
3. Дмитрий Чернышев «Как люди видят»
4. Лазарус В. «Мысленным взором: образы как средство психотерапии»
5. Миллс Дж., Кроули Р.Ф. «Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка»»