Зачем проходить курсы кандидатам в опекуны?
С 1 сентября 2012 года Федеральный закон устанавливает обязательное обучение кандидатов в замещающие родители. Закон принят Государственной Думой 17 ноября 2011 года и называется « О внесении изменений в статьи 127 и 146 семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Дополнение выглядит следующим образом: «Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется в целях психолого-педагогической и правовой подготовки этих лиц по программе и в порядке, которые утверждаются органами исполнительной власти.
Приказом министра образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 года утверждена примерная программа подготовки в объеме 80 часов. Бытует мнение, что это очередное искусственное препятствие, еще больше усложняющее процедуру семейного устройства детей-сирот. Это объясняется целым рядом мифов, которые все еще существуют, несмотря на широкое развитие в области семейных форм устройств детей, журнальные статьи, телевизионные сюжеты, интернет-сайты. Первый миф- мы вырастили своих детей, у нас есть удачный опыт воспитания, не будет проблем и с приемным ребенком. Второй миф- приемная семья дело не сложное, если соседи смогли ее создать, получится и у нас. Третий миф- нужно брать побольше детей, это выгодно экономически и детям веселее, а там, где двое, там можно прокормить и троих, и четверых.
На самом деле все не так просто, как может показаться, а мифы всего лишь мифы, основание которых либо отсутствие знаний, либо лукавство.
Эффективность замещающей семьи зависит от многих факторов: насколько осознанным было решение взять на воспитание ребенка-сироту, насколько реально семья оценила свои внутренние ресурсы. Понимала ли цель и смысл перевода ребенка из детского дома в семью, насколько была готова принять ребенка таким какой он есть, терпеливо и упорно восстанавливать все, что было упущено за годы пребывания ребенка в кровной семье, в приютах и детских домах.
Задача приемной семьи не столько в том, чтобы одеть, накормить, с этим достаточно хорошо справляются специальные учреждения для детей-сирот, сколько в воспитании и развитии. Нужно подготовит ребенка к самостоятельной жизни, научить общаться, брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор. Нужно показать пример настоящей хорошей семьи, где каждый несет свою ответственность за общее благополучие, научить распоряжаться деньгами, планировать свой бюджет, жить по средствам, наконец научит работать и зарабатывать деньги, самому нести ответственность за свое будущее не перекладывая ее на государство и общество.
Для того, чтобы с этим справиться , необходимо осознанное принятие решения, трезвая оценка своих возможностей и ресурсов.
Программа подготовки кандидатов в приемные родители включает такие темы как, особенности развития ребенка, обеспечение безопасной среды, охрана здоровья, основы законодательства.
Большая часть программы посвящена особенностям детей- социальных сирот- последствиям жестокого обращения (не секрет, что практически все дети пострадали от тех или иных форм насилия), причинам трудного поведения, особенностям полового воспитания. Даются конкретные рекомендации по подбору ребенка, адаптации ребенка и приемной семьи.
Знание возрастных особенностей позволит приемным родителям заранее подготовиться к кризисным периодам в развитии ребенка. Особенно к кризису подросткового самоопределения. Именно в этом возрасте чаще всего происходит возврат детей в детские дома. Причина – перестали находить общий язык, не справились с воспитанием. И все это последствия легкомысленных решений – взяли девочку, чтобы внучке веселее было, увидели по телевизору красивого мальчика, так жалко стало. Казалось, что ребенок, как купленная в магазине кукла, так всегда и будет маленьким, хорошеньким, послушным, покладистым. А в результате окончательно разрушенная жизнь подростка.
Обучение кандидатов в приемные родители, прежде всего помогает принять осознанное решение создавать или не создавать приемную семью, брать ли на себя ответственность за судьбу ребенка, оценивать свои способности, возможности и мотивы. Научит правильно вести себя в сложных ситуациях, учитывать индивидуальные особенности ребенка, готовить его к самостоятельной жизни. А это в свою очередь, приведет к сокращению количества возвратов детей по причине некомпетентности и профнепригодности приемных родителей.